1.Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в целях
организации трудовой деятельности детей в муниципальном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад комбинированного вида № »
1.2. Положение разработано в соответствии с Законом РФ
от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении и другими нормативными актами по вопросам
дошкольного образования
1.3 Трудовое воспитание – одно из основных направлений
образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к
обучению в школе.
1.4 Трудовая деятельность способствует общему развитию
детей, расширению их интересов, формированию простейших форм сотрудничества,
воспитанию трудолюбия, ответственности за порученное дело.
2. Цель и задачи
2.1 Цель - формирование положительного отношения к
труду у детей дошкольного возраста.
2.2 Задачи:
– развитие трудовой деятельности;
– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам;
– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
3. Виды трудовой деятельности
3.1 Самообслуживание- основной
вид труда ребенка. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой
на место игрушки формирует них
самостоятельность.
3.2 Хозяйственно-бытовой труд
по поддержанию порядка в группе или на участке дает возможность воспитать
аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Хозяйственно-бытовой труд
цикличен.
3.3 Труд в природе создает
благоприятные условия для физического развития, расширяет кругозор, развивает
наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к сельскохозяйственному
труду и уважение к людям, которые им занимаются.
3.4 Ручной труд позволяет
развивать у детей начало конструктивных умений и навыков.
3.5 Ознакомление детей с
трудом взрослых формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает
стремление участвовать в нем.
4.Организация трудовой деятельности детей и
руководство ею.
4.1
Самообслуживание.
Дети
2-3 лет
- учить умываться в определенной
последовательности, правильно пользоваться полотенцем;
- самостоятельно и аккуратно есть,
правильно держать ложку;
одеваться
и раздеваться, соблюдая последовательность.
Дети
4-5 лет
- закреплять навыки детей в
последовательности умывания;
- учить свободно пользоваться вилкой;
- продолжать учить застегиванию пуговиц,
оказывать помощь сверстникам при одевании и раздевании;
- учить оценивать достижения в
самообслуживании и исправлять недостатки.
Дети
6-7 лет
- учить
проверять самих себя;
- совершенствовать навыки культурного
приема пищи;
- закреплять навыки одевания и раздевания.
Методы
формирования навыков самообслуживания:
- показ выполнения каждого действия и их
последовательности с сохранением способа;
- многократное повторение одних и тех же
действий в определенной последовательности;
- переход от показа действий к подробным
словесным объяснениям;
- общее напоминание для закрепления навыков
самообслуживания;
- проверка навыков самообслуживания.
Труд
по самообслуживанию требует четкой организации:
- повседневного , систематического участия
детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных
потребностей;
- учета качества самообслуживания;
- единства требований.
4.2
Хозяйственно бытовой труд.
Дети
3-4 лет
-
привлекаем к выполнению простейших трудовых действий.
-формирование
навыков поддержания порядка в группе и на участке.
-
побуждаем оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда
Дети
4-5 лет
-
побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
-
приучать соблюдать порядок и чистоту в помещениях и на участке.
-
учит детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных.
Дети
5-6 лет
-
формирование трудолюбия (порядок на участке и в группе) и первичных представлений о труде взрослых.
-
приучать сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
-
учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для
занятий, убирать их.
Дети
6-7 лет
-
формирование трудолюбия (порядок на участке и в группе) и первичных представлений о труде взрослых.
-
приучать сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
-
учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для
занятий, убирать их.
Методы
руководства хозяйственно-бытовым трудом
- Обучение,
- показ,
- объяснение,
- наблюдение,
- совместный труд
4.3
Труд в природе
Дети
3-4 лет
- приучают к выполнению простейших
поручений взрослых по уходу за растениями в уголке природы, на участке..
Дети
4-5 лет
- приучают к более самостоятельному
выполнению трудовых поручений по уходу за растениями в уголке природы, на
участке.
Дети
5-7 лет
- формировать привычку работать по
собственному желанию, самостоятельно выполняя трудовые действия по уходу за
растениями и животными в уголке природы, на участке.
- выполнять трудовые действия на участке в разные времена года (работа на осеннем
участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;
работа на зимнем участке –
изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление
цветного льда;
работа на весеннем участке –
изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке
растений;
работа на летнем участке
–полив растений).
.Методы
воспитания при организации трудовой деятельности в природе:
- ознакомление со свойствами природных
материалов;
- упражнение в освоении приемов ухода за
растениями;
- показ и объяснение последовательности
действий;
4.4
Ручной труд
Дети
5-7 лет
- совершенствовать умение работать с природным
материалом, бумагой, тканью;
- продолжать учить делать игры и игрушки своими руками, привлекать к
изготовлению пособий для занятий.
- учить экономно и рационально расходовать материалы.
Ознакомление с
трудом взрослых
Дети 3-4 лет
- наблюдение за уборкой участка детского сада;
- экскурсия на кухню;
- ознакомление с трудом взрослых в ближайшем
окружении.
Дети 4-5 лет
- экскурсия на кухню;
- ознакомление с видами бытового труда.
Дети 5-7 лет
- ознакомление с трудом взрослых в детском саду;
- ознакомление с различными профессиями.
Методы ознакомления с трудом взрослых:
- наблюдение за трудом взрослых;
- показ разнообразного труда взрослых и объяснение его
значения;
- организация совместной деятельности детей и педагогов.
5. Формы организации труда.
5.1
Поручение – формирует у детей интерес к труду, чувство ответственности.
Поручение
исходит от взрослого, в нем заключается четкая направленность на получение
результата, конкретно определяет задачу.
Поручения
могут быть кратковременными, длительными, индивидуальными или общими, простыми
или сложными, включать в себя цепочку последовательных действий.
5.2
Дежурство – предполагает обязательное выполнение работы, направленной на
обслуживание коллектива.
В
детском саду организуется дежурство по столовой, по организации
непосредственной образовательной деятельности, в уголке природы.
5.3
Коллективный труд воспитывает у детей требовательность к себе, чувство
ответственности за выполняемую работу, вырабатывает умение работать сообща.
6. Документация
6.1
Трудовое воспитание осуществляется в течении всего времени пребывания детей в
детском саду. Трудовая деятельность
детей организуется в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и
педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном
планировании воспитателя.
|