Вторник, 23.04.2024, 17:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Жирнова Марина Владимировна

Каталог статей

Главная » Статьи » Положения

Об организации коммуникативной деятельности

1.Общие положения

1.1 Настоящее положение разработано в целях организации коммуникативной деятельности детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №  »

1.2. Положение разработано в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими нормативными актами по вопросам дошкольного образования

1.3Развитие коммуникативных способностей – одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане подготовки дошкольников к обучению в школе.

 

2. Цель и задачи

2.1 Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми .

2.2 Данная цель достигается через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

 

3.Организация коммуникативной деятельности детей

и руководство ею.

3.1 Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Дети 2-3 лет

- выполнение детьми разнообразных поручений, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми

- предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.

Дети 3-4 лет

         -продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений

- подсказывать детям образцы обращения ко взрослым

- в быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с

- формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Дети 4-5 лет.

         - обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

- выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;

- помогать логично и понятно высказывать суждение.

- помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками,

- помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.

Дети 5-6 лет

         - продолжать развивать речь как средство общения.

- поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации

- учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

- учить строить высказывания

Дети 6-7 лет

- приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании.

- совершенствовать речь как средства общения.

- опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.

- развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

- продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

- продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях.

- приучать детей к самостоятельности суждений.

 

3.2 Развитие всех компонентов устной речи

Дети 2-3 лет

Формирование словаря

- обогащение словаря детей

•существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены

•глаголами, обозначающими трудовые действия , действия, противоположные по значению действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние

•прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов

•наречиями

- способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Звуковая культура речи

- упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),

- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания

Грамматический строй речи

- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

- упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов

Связная речь

- помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более

сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Дети 3-4 лет

Формирование словаря

- на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

- уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов  особенности поверхности, некоторые материалы и их , местоположение

- развивать умение понимать обобщающие; называть части суток; называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

- совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п 6 т — д — к г; ф — в;т с з — ц).

- развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

- вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

- формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

- совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

- помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их форму множественного числа существительных в родительном .

Связная речь

- развивать диалогическую форму речи.

- вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Дети 4-5 лет

Формирование словаря

- пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.

- активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

- развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

- вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

- совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета, время суток.

- учить употреблять существительные с обобщающим значением

Звуковая культура речи

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

- развивать артикуляционный аппарат.

- продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

- развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

- совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

- формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;

- образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах;

- правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных

Связная речь

- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

- развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

- закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Дети 5-6 лет

Формирование словаря

- обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

- упражнять в подборе существительных к прилагательному слов со сходным значением, с противоположным значением

- помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш —ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л р.

- продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

- отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.

- знакомить с разными способами образования слов

- упражнять в образовании однокоренных слов

- помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

- формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

Связная речь

- развивать умение поддерживать беседу

- совершенствовать диалогическую форму речи.

- поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

- развивать монологическую форму речи.

- формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

- формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

- развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Дети 6-7 лет

Формирование словаря

- продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

- побуждать детей интересоваться смыслом слов.

- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

- помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи

- совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

- отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

- совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

- отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

- помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если, если бы и т.д.).

Связная речь

- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.

- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

- совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

- помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

- развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

- дать представления о предложении .

- упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

- формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.

- учить составлять слова из слогов (устно).

- учить выделять последовательность звуков в простых словах.

3.3 Практическое овладение нормами речи

Воспитывать культуру речевого общения.

- напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

- развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

- использование в повседневной жизни формул речевого этикета

 

5. Формы организации детей.

5.1 В процессе развития коммуникативных способностей ребенка педагоги использую  следующие формы  организации детей:

- беседы

- игровая ситуация

- дидактическая игра

- игра-драматизация

-ситуативный разговор с детьми

- наблюдение на прогулке

- разучивание стихов, потешек

- сочинение загадок

- разновозрастное общение

        -все виды самостоятельной  детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

 

6. Документация

6.1 Развитие коммуникативных способностей детей осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском  саду. Коммуникативная деятельность детей организуется при проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном планировании воспитателя.

Категория: Положения | Добавил: семья (14.06.2012)
Просмотров: 3202 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0