1.Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в целях
организации коммуникативной деятельности детей в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № »
1.2. Положение разработано в соответствии с Законом РФ
от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении и другими нормативными актами по вопросам
дошкольного образования
1.3Развитие коммуникативных способностей – одно из
основных направлений образовательной деятельности детского сада в плане
подготовки дошкольников к обучению в школе.
2. Цель и задачи
2.1 Цель: овладение конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми .
2.2 Данная цель достигается через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
–
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3.Организация коммуникативной деятельности детей
и руководство ею.
3.1 Развитие свободного
общения со взрослыми и детьми.
Дети 2-3 лет
- выполнение детьми
разнообразных поручений, которые дадут им возможность общаться со сверстниками
и взрослыми
- предлагать для самостоятельного рассматривания
картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей
друг с другом и воспитателем.
Дети 3-4 лет
-продолжать
помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством
поручений
- подсказывать детям
образцы обращения ко взрослым
- в быту, в самостоятельных
играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты
друг с
- формировать потребность
делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Дети 4-5 лет.
-
обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за
пределы привычного им ближайшего окружения.
- выслушивать детей,
уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность
предмета, явления, состояния, поступка;
- помогать логично и
понятно высказывать суждение.
- помогать детям
доброжелательно общаться со сверстниками,
- помогать детям выражать
свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
Дети 5-6 лет
-
продолжать развивать речь как средство общения.
- поощрять попытки делиться
с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник
полученной информации
- учить детей решать
спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать,
объяснять.
- учить строить
высказывания
Дети 6-7 лет
- приучать детей — будущих школьников — проявлять
инициативу с целью получения новых знании.
- совершенствовать речь как средства общения.
- опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения,
подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их
обсуждением с воспитателем и сверстниками.
- развивать построение высказывания, помогать детям
более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- продолжать формировать умение отстаивать свою точку
зрения.
- продолжать развивать умение содержательно,
эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях.
- приучать детей к самостоятельности суждений.
3.2 Развитие
всех компонентов устной речи
Дети
2-3 лет
Формирование словаря
- обогащение словаря детей
•существительными, обозначающими названия игрушек,
предметов личной гигиены
•глаголами, обозначающими трудовые действия , действия,
противоположные по значению действия, характеризующие взаимоотношения людей, их
эмоциональное состояние
•прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус,
температуру предметов
•наречиями
- способствовать употреблению усвоенных слов в
самостоятельной речи.
Звуковая культура речи
- упражнять детей в отчетливом произнесении
изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных),
в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4
слов),
- способствовать развитию артикуляционного и
голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания
Грамматический строй речи
- учить согласовывать
существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и
прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у,
за, под).
- упражнять в употреблении
некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из
2-4 слов
Связная речь
- помогать детям отвечать
на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более
сложные вопросы («во что одет?», «что везет?»,
«кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).
Дети 3-4 лет
Формирование словаря
- на основе обогащения
представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать
словарный запас детей.
- уточнять названия и
назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов
транспорта.
- развивать умение
различать и называть существенные детали и части предметов особенности поверхности, некоторые материалы и
их , местоположение
- развивать умение понимать
обобщающие; называть части суток; называть домашних животных и их детенышей,
овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
- совершенствовать умение
детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и
некоторые согласные звуки (п — 6 — т — д — к — г; ф —
в;т — с — з — ц).
- развивать моторику
речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание,
уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
- вырабатывать правильный
темп речи, интонационную выразительность.
- формировать умение
отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с
естественными интонациями.
Грамматический строй речи
- совершенствовать умение
детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
- помогать употреблять в
речи имена существительные в форме единственного и множественного числа,
обозначающие животных и их форму множественного числа существительных в
родительном .
Связная речь
- развивать диалогическую
форму речи.
- вовлекать детей в
разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за
живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
- формировать умение вести
диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на
него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Дети 4-5 лет
Формирование словаря
- пополнять и
активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
- активизировать
употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они
изготовлены.
- развивать умение
использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия,
предлоги.
- вводить в словарь детей
существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые
действия.
- совершенствовать умение
детей определять и называть местоположение предмета, время суток.
- учить употреблять
существительные с обобщающим значением
Звуковая культура речи
- закреплять правильное
произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков.
- развивать артикуляционный
аппарат.
- продолжать работу над
дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
- развивать фонематический
слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный
звук.
- совершенствовать
интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
- формировать умение
согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
- образовывать форму
множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных,
употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах;
- правильно употреблять
форму множественного числа родительного падежа существительных
Связная речь
- совершенствовать
диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать
на вопросы и задавать их.
- развивать умение детей
рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по
картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического
материала.
- закреплять умение
пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Дети 5-6 лет
Формирование словаря
- обогащать речь детей
существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду.
- упражнять в подборе
существительных к прилагательному слов со сходным значением, с противоположным
значением
- помогать детям
употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи
- закреплять правильное,
отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить
сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш —ж, ч — ц,
с — ш, ж — з, л — р.
- продолжать развивать
фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина,
конец).
- отрабатывать
интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
- совершенствовать умение
согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и
прилагательные с существительными.
- знакомить с разными
способами образования слов
- упражнять в образовании
однокоренных слов
- помогать детям правильно
употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном
падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной
степени; несклоняемые существительные.
- формировать умение
составлять по образцу простые и сложные предложения.
Связная речь
- развивать умение
поддерживать беседу
- совершенствовать
диалогическую форму речи.
- поощрять попытки вызывать
свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- развивать монологическую
форму речи.
- формировать умение
связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.
- формировать умение (по
плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
- развивать умение
составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к
сказкам.
- формировать умение
составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную
воспитателем.
Дети 6-7 лет
Формирование словаря
-
продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого
словаря.
- побуждать детей интересоваться смыслом слов.
- совершенствовать умение использовать разные части
речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
- помогать детям осваивать выразительные средства
языка.
Звуковая культура речи
- совершенствовать умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка.
- отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и
отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
- совершенствовать фонематический слух: учить называть
слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове.
- отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй
речи
- продолжать упражнять детей в согласовании слов в
предложении.
- совершенствовать умение образовывать (по образцу)
однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками,
прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
- помогать правильно строить сложноподчиненные
предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы,
когда, если, если бы и т.д.).
Связная речь
- продолжать совершенствовать диалогическую и
монологическую формы речи.
- формировать умение вести диалог с воспитателем, со
сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать
литературные тексты, драматизировать их.
- совершенствовать умение составлять рассказы о
предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно
развивающимся действием.
- помогать составлять план рассказа и придерживаться
его.
- развивать умение составлять рассказы из личного
опыта.
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие
сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению
грамоте
- дать представления о предложении .
- упражнять в составлении предложений, членении простых
предложений на слова с указанием их последовательности.
- формировать умение делить двусложные и трехсложные
слова с открытыми слогами на части.
- учить составлять слова из слогов (устно).
- учить выделять последовательность звуков в простых
словах.
3.3 Практическое овладение нормами речи
Воспитывать культуру речевого общения.
- напоминать детям о
необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной
ночи» (в семье, группе).
- развивать инициативную
речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
- использование в
повседневной жизни формул речевого этикета
5. Формы организации детей.
5.1
В процессе развития коммуникативных способностей ребенка педагоги
использую следующие формы организации детей:
- беседы
- игровая ситуация
- дидактическая игра
- игра-драматизация
-ситуативный разговор с детьми
- наблюдение на прогулке
- разучивание стихов, потешек
- сочинение загадок
- разновозрастное общение
-все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение
со сверстниками
6. Документация
6.1
Развитие коммуникативных способностей детей осуществляется в течении всего
времени пребывания детей в детском саду.
Коммуникативная деятельность детей организуется при проведении непосредственной
образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной
деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и
отражается в календарном планировании воспитателя.
|